«…Когда уходит человек, то никуда он не уходит»
Посмертная слава к художникам приходит, но ведь не сама собой. Должен найтись человек, который открывает миру творческое наследие мастера. В случае с Рюриком Тушкиным, художником из Владивостока, таким движителем стала его дочь Татьяна и сыновья — Василий и Евгений. В отличие от других наследников, они не выгрузили кучу картин у порога галереи, мол, делайте что хотите. За два года, прошедших со дня ухода из жизни Рюрика Васильевича, они отсняли на цифровой фотоаппарат все 486 картин, оставшихся в мастерской, создали каталог картин и диск с работами отца. Открыли сайт в Интернете, где представлены и картины художника, и статьи искусствоведов и уже появились воспоминания, хотя некоторые ещё только пишут их для будущей книги о художнике.
Если в 80-х — 90-х годах прошлого века состоялось 10 персональных выставок, то уже в 2007 году (художник ушёл из жизни в январе 2006 г.) — картины Рюрика Тушкина выставлялись на 3х выставках — в «Арке», в «Артэтаже» и в опять же в «Portmay». На выставке эротического искусства в сентябре-октябре 2007 г. было представлено 3 картины, отобранных галереей уже по электронному каталогу художника, а на открытии выставки дочери Татьяне была вручена грамота
«За верность дочернему долгу».
Российская газета: В галерее «Портмэй» сейчас выставлены работы, которые я раньше видела и в мастерской, и на выставках, но много совершенно новых для зрителя, восхищающих талантом мастера. Они настолько необычны, что возникает чувство недоумения: как ему удавалось творить такое в годы соцреализма?
Татьяна Тушкина: Папа не просто шел по жизни. У него было два главных дела — медицина и искусство, которые органично дополняли друг друга и связывали воедино такие разные ипостаси, главным, центровым образом чего был Человек.
В 70-е годы такие слова, как «модернизм и авангард» не очень принимались, ему 10 лет отказывали в приеме в Союз художников. У меня сохранены папины документы, где его первые заявления о приёме в Союз датированы 1983 годом, а принят в Союз художников он был в 1993 году. Хорошо, что более продвинутые, как сейчас говорят, столичные искусствоведы совсем по-другому оценивали талант художника.
В те годы из Москвы и Ленинграда приезжали во Владивосток музейщики, художники, критики. Некоторые из них появлялись в мастерской художника Рюрика Тушкина, о котором знали больше в Москве, нежели во Владивостоке, и по достоинству оценивали его неординарность. Приморские художники старшего поколения Виктор Шлихт, Владимир Старовойтов были как «заговорщики», бывали в мастерских друг у друга, интересовались, кто, чем дышит, кто что пишет — об этом очень интересно в своих воспоминаниях написал художник Сергей Симаков. Тем не менее, подавляющее большинство картин папы так и не были представлены широкой публике, поэтому Александр Лобычев, арт-директор галереи «PORTMAY», работая над выставкой, назвал её «Рюрик Тушкин — известный и неизвестный».
РГ: Помню я эту мастерскую — подвальное помещение в здании военного госпиталя, окна где-то далеко наверху. На стенах карты-схемы и муляжи с обозначением биологически активных точек человека. Рюрик Васильевич, работая в отделении функциональной диагностики Главного госпиталя ТОФ, одним из первых в Приморье начал заниматься иглоукалыванием, освоил и сам создал методики лечения, благодаря которым вылечил множество людей, от которых отказалась традиционная медицина. Официально всё это было под таким же запретом, как и модернизм. Вы, наверное, только после его ухода из жизни начали открывать для себя все ипостаси своего отца?
Татьяна Тушкина: Нет, конечно. Мы всегда ощущали отца, как человека талантливого, мудрого, знающего и любящего всё, что он делает. Причём относится ко всему творчески, не подчиняясь никаким особенным канонам. В те годы, 70-е-80-е, множество людей стремились попасть к нему на лечение и диагностику. Образ доктора Айболита — с седой бородкой, внимательным взглядом, в кабинете, где таблицы и муляжи с точками акупунктуры были сделаны его руками — до сих пор помнят многие.
У входа в одно из зданий госпиталя висит довольно большая чеканка из алюминия — «Сердце на ладони», сделанная ещё, наверное, в 70-у годы. Эта чеканка стала одним из символов госпиталя и в октябре 2007 г., к 135-летию Госпиталя, мы изготовили памятную табличку, что художник — Рюрик Тушкин, сотрудник госпиталя, отдавший ему более 50 лет жизни.
Иногда к папе обращались врачи, чтобы обсудить лечение какого-либо «трудного» больного, возможно ли применение нетрадиционного лечения? Мне как-то рассказал один доктор, который в такой ситуации спросил: «А какая должность у Тушкина?» — И ему просто ответили: «Должность у Тушкина? Просто — Тушкин!». Ведь у папы было среднее медицинское образование, полученное в мед. училище во время войны, а всё остальное — самообразование и каждодневный труд. Я перебрала множество папиных книг и видела, что все они проработаны им — аккуратные подчёркивания тонким карандашом, закладки.
Как врач, он учил жить по-другому. Сам был очень организованным человеком, учил правильно двигаться, выбирать правильные продукты, обучал правильно дышать, изучал все новейшие методики нетрадиционной медицины. В своих воспоминаниях актриса Галина Копылова написала, как она, измученная болезнью и долгим хождением по врачам, пришла на проходную госпиталя и спросила: «Как мне пройти к Тушкину?». И ей подробно объяснили и пропустили. Она так тепло написала об их встрече и о результатах лечения, что тем самым он спас её от инвалидности, вылечил от астмы, благодаря чему её творческая жизнь состоялась.
Дома мы собрали 17 коробок папиного медицинского архива — это тщательно подобранные статьи по иглоукалыванию и акупунктуре, который мы передали в краевую медицинскую библиотеку. Там специалисты всё разберут и, главное, ничто не будет утрачено и будет использовано теми, кто изучает и осваивает эти науки.
РГ: Рюрик Тушкин писал зачастую жестко, без сантиментов. Его манеру письма ни с кем не спутаешь. Его философские притчи давали свое объяснение эпохе застоя — без всяких иллюзий. Сам себя он часто рисовал старым, уставшим клоуном. И во всех его картинах — сострадание и нежность.
ТатьянаТушкина: Он учил видеть мир по-другому. У папы много так называемых двойных портретов — люди, близкие по духу, любящие друг друга, страдают от невозможности полного взаимопонимания. Много рыб, что обычно вызывает много вопросов, они заполняют пространство его картин, и даже есть рыбные скелеты. В одном из интервью на вопрос о рыбах на его картинах, папа ответил просто: «Рыбы на моих картинах — это просто рыбы, и не более того. А трактовать каждый может, как хочет».
Его персонажи, чаще женщины, несут на голове подносы с рыбами, цветами, фруктами, чайниками, и даже глыбами льда, по которым карабкается человечек с российским флагом в руках. О чем это? О непомерной тяжести бытия?
А интеллектуальная игрушка 80х — кубик Рубика — он висит на папином мольберте, и используется во многих его картинах — может быть, он тоже поразил его, как символ многообразия жизни, вариантов решения человеческих проблем — кто знает? И папа на такие вопросы не очень любил отвечать.
Однажды он написал: «Почему я работаю? Потому что не могу не работать. Искусство — это моя жизнь. — Что я пишу? Я пишу то, что вижу и чувствую. Моя цель — донести до зрителя часть своей души, используя свои образные представления».
Нас трое детей — мои братья: старший — Евгений и младший- Василий, я — средняя дочь. Мы все люди творческие, каждый в своей профессии. И папа всех нас любил, принимал наш выбор профессии и образ жизни, всегда интересовался нашими успехами, проблемами, беспокоился о нашем здоровье, во многом помогал. На некоторых его портретных и сюжетных картинах явно видны наши черты — я точно вижу, где папа рисовал себя, где Женю, а где Василия. Портрет мамы я тоже «раскопала» в папиных архивах — мама о нём даже не знала — и я подарила этот портрет маме на её день рождения, когда папы уже не было с нами.
Также мы подарили портрет художнику Владлену Камовскому — папиному другу и соседу по мастерской — в июле 2006 г. И немало был удивлён художник Виктор Фёдоров, когда на открытии его персональной выставки в феврале 2008 года, он получил в подарок от детей художника Рюрика Тушкина свой портрет «Художник Виктор Фёдоров», написанный ещё в 1987 г. — он видел его впервые.
В мае с.г., на «ночь музеев» я была в галерее около папиных картин. Представляю, как был бы удивлён отец, увидев, какое количество людей пришло на его выставку. Особенно много было молодёжи, они с интересом рассматривали картины, задавали свои вопросы, фотографировались у картин, узнавали меня на портрете. Одна женщина даже сказала мне: «Глядя на Ваш портрет, сразу видно, как папа Вас любит!». Для меня эта «ночь музеев» была встречей и общением с людьми, знакомыми и незнакомыми, которые оставляли интересные записи в «Книге отзывов», причём некоторые были с обращением к Художнику, не все ведь знают, что папы уже нет с нами…
Актрисе Галине Копыловой принадлежат стихотворные строки
«Когда уходит человек,
То никуда он не уходит.
Он растворяется во всех,
Во всём, что только есть в природе …"
— я благодарна ей за такие проникновенные слова — они помогают мудро понять и принять неизбежное, и я точно знаю, что отец всегда с нами, так же, как и его картины.